
Когда вы работаете на клиента, вы даете ему свое время, свой опыт и возможность всегда получить обратную связь. Ты даешь им частичку себя. Поэтому, когда клиент не платит вам за вашу работу, он забирает что-то личное.
Невыплата приходит во многих формах, и каждая из них причиняет боль. Ваш клиент может утверждать, что он не может позволить себе платить вам. И это несмотря на то, что когда заказчик нанял вас, говорил обратное. Если вы являетесь субподрядчиком, он может сказать вам, что ждет, пока его клиент заплатит. Он попытается уклониться от оплаты, сославшись на отсутствие официального контракта или какой-либо другой формальности. Или он может перестать отвечать на ваши звонки и исчезнуть, когда придет срок оплаты. Как вы будете действовать, зависит от вас. Вы заработали свои деньги, и вы заслуживаете полной оплаты. Если вы готовы принять вызов, есть шаги, которые вы можете предпринять.
С другой стороны, вы можете решить, что ваше время и энергия слишком ценны, чтобы тратить их в погоне за долгами. Есть хорошие аргументы как для того, чтобы уйти от плохого клиента, так и для того, чтобы пропустить некоторые из самостоятельных шагов ниже и отправиться прямо в коллекторское агентство или нанять адвоката. Каждая ситуация отличается, и вам нужно будет адаптировать свой подход в зависимости от вашей ситуации.
10 шагов, которые нужны чтобы решить проблему с оплатой за работу
Шаг 0: прежде чем вы начнете действовать, важно проверить себя.
Напомните себе, что вы не виноваты в том, что ваш клиент не заплатил вам. Поймите, что невыплаты за работу случаются у большинства фрилансеров и владельцев малого бизнеса, по крайней мере, один раз в их карьере, так что вы не одиноки. Вам нужно эмоционально отстраниться как можно больше, потому что лучшие шаги, которые вы можете сделать, часто не те, которые ваше сердце будет диктовать. Это время, чтобы подойти к проблеме с холодной головой, а не срывать свое раздражение на клиенте и угрожать ему.
Шаг 1: дайте понять клиенту, что пришло время платить.
До этого момента у вас, возможно, были разные договоренности по поводу оплаты, и это не было проблемой. Если вы раньше не придерживались сроков оплаты, настало время точно обозначить их. Всегда будьте вежливы, и пусть заказчик знает, и вы профессионал, который рассчитывает на заработанные деньги, поэтому вы ожидаете, что вам заплатят быстро, так же, как они заплатят любой более крупной компании. Так же необходимо дать понять, что вы не будете продолжать работать, если клиент не готов предоставить оплату за выполненную работу.
Шаг 2: перестаньте работать бесплатно!
Если вы все еще работаете на этого клиента, и на вашем счете нет денег, приостановите свою работу и сообщите ему, что у вас нет выбора, кроме как заморозить свою деятельность, пока не будет переведена хотя бы часть денег. Не сдавайтесь, если заказчик пытается вызвать у вас чувство вины и заставляет продолжить работу. Конечно, ваша работа важна для его бизнеса, но он должен понимать, что оплата важна для того, чтобы вы могли оплачивать свои счета.
Шаг 3: будьте смелы.
У вас был разговор, и ваш клиент обязался оплатить свой счет, но его действия не соответствуют обещаниям, и вам все еще не заплатили. Сейчас не время быть кротким. Возьмите телефон или посетите своего клиента лично. Конфронтация — это не развлечение для вас обоих, но она часто эффективна.
Шаг 4: Будьте настойчивы.
Продолжайте обращаться к клиенту, чтобы он понял, что проблема не исчезнет, если он проигнорирует ее. Вы должны связаться с ними примерно два раза в неделю ‒ один раз по электронной почте и один раз по телефону. Несмотря на то, что звонки эффективны, важно иметь запись ваших попыток и отказа вашего клиента платить, поэтому электронные письма являются важной частью.
Шаг 5: свяжитесь с теми, кто стоит выше вашего клиента
На данный момент это честная игра, чтобы связаться с боссом вашего клиента, инвесторами, партнерами, клиентом (если вы субподрядчик), сотрудниками и т. д. Убедитесь, что вы придерживаетесь фактов, но скажите этим вовлеченным сторонам, что у вас проблемы с оплатой, и спросите, могут ли они чем-нибудь помочь. Смущение может быть мощным инструментом.
Шаг 6: отправьте клиенту официальное письмо с требованием.
Принятие дополнительного шага для формализации и документирования вашей жалобы является необходимым шагом, если вы решите подать в суд на своего клиента. Даже если вы не намерены подавать в суд, однако, угрозы может быть достаточно, чтобы заставить его действовать.
Шаг 7: решите, хотите ли вы идти дальше.
На данный момент ясно, что ваш клиент не будет платить без какого-либо внешнего влияния. Здесь важно определиться, готовы ли вы дальше тратить свое время, чтобы получить заработанные средства. Если сумма незначительна, лучшим решением будет отступить, но если на кону большие деньги, то читайте дальше.
Шаг 8: отнесите свои заявления в суд.
Составьте иск, приложите все документы и письма. На решение вопроса в суде потребуется время, но даже если вы выиграете дело, это не будет гарантировать вам, что вы 100% получите свои деньги сразу, заказчик может поддать аппеляцию для оспаривания вынесенного приговора. Возможно потребуется привлечение судебных приставов, если клиент оказывается добровольно выплатить деньги.
Шаг 9: наймите адвоката или коллекторское агентство.
Привлечение профессионала должно быть вашим последним средством, потому что это дорого, но если вы прошли через все шаги, перечисленные выше, или если вы не хотите тратить время и энергию, чтобы пройти через них снова, скорее всего, пришло время передать ваш просроченный счет эксперту для обработки.